Экстракторы. Извлекаем сломанный болт
Резкий удар, неосторожный поворот гаечного ключа, нелепая случайность — и головка или гайка с выломанным куском болта оказалась у Вас в руках. Как теперь вынуть оставшуюся часть болта или шпильки из детали? Для этого служит специальный инструмент — экстрактор, о котором и пойдет речь в этой статье.
Как извлечь сломанный болт?
В практике ремонта и обслуживания автомобиля (впрочем, как и многих других технических устройств) зачастую возникает необходимость извлечения сломанных болтов, винтов и шпилек. Эти крепежные элементы могут ломаться от слишком больших усилий, приложенных к ним при откручивании или закручивании, при аварийных ситуациях (когда головки болтов или шпильки буквально срезаются другими деталями при резком ударе) или элементарно от старости (крепеж ржавеет и «прикипает», и открутить его просто так уже не получается).
Можно выделить три вида повреждений болтов и шпилек:
-
Слом выше поверхности детали;
-
Слом на уровне поверхности детали;
-
Слом ниже уровня поверхности детали.
В первом случае крепеж еще можно попытаться извлечь с помощью пассатижей или другого инструмента, а во втором и третьем надежды на спасение практически нет. Вот тут-то на помощь и приходит инструмент - экстрактор
Что такое экстрактор?

Устройство и принцип работы экстрактора настолько же просты, насколько и гениальны. Для извлечения застрявшей детали необходимо каким-то образом ее зацепить, а затем выкрутить. Достигается это очень просто: нужно всего-то просверлить углубление по центру болта, заклинить в этом углублении какой-либо конический или цилиндрический инструмент и, уже используя этот инструмент, выкрутить сломанную деталь. Собственно, инструмент, заклиниваемый в детали — это и есть экстрактор.
Существует три основных типа экстракторов:
-
Клиновидные;
-
Стержневые;
-
Винтовые спиральные.
Каждый из них имеет свои особенности работы, преимущества и недостатки.
Клиновидные. Рабочая область этого экстрактора выполнена в виде конуса с гранями. Экстрактор с помощью молотка забивается в заранее высверленное отверстие в сломанной детали, заклинивается в нем и просто выкручивается гаечным ключом. Этот экстрактор очень прост, но имеет некоторые недостатки. Например, его нужно забить точно по центру сломанной детали, что не всегда легко сделать, а затем, когда детали выкручена, бывает проблематично снять ее с экстрактора.
Стержневые. Принцип работы у этого экстрактора такой же, как и у клиновидного, однако экстрактор выполнен в виде стержня с острыми гранями. Экстрактор забивается в заранее высверленное отверстие в детали, заклинивается в нем и выкручивается с помощью гаечного ключа. Этот тип экстрактора имеет недостаток — его достаточно трудно извлечь из детали.
Винтовые спиральные. Рабочая область данного экстрактора выполнена в виде конуса с нарезанной на нем резьбой: правой для крепежа с левой резьбой и левой для крепежа с правой резьбой. Как нетрудно понять, этот экстрактор вкручивается в заранее высверленное отверстие в детали и при заклинивании выворачивает ее. Недостаток такого экстрактора в том, что для работы с ним нужен специальный вороток и приложение достаточно большого усилия. Также, в отличие от универсальных клиновидных и стержневых экстракторов, для извлечения крепежа с правой и левой резьбой нужен свой винтовой экстрактор.
В настоящее время экстракторы продаются как отдельно, так и в составе наборов, однако автовладельцы предпочитают именно наборы.
Приемы работы экстрактором
Использование экстрактора не представляет сложностей даже для новичков, и в общем случае вся работа сводится к следующим операциям:
-
Обработать сломанную деталь смазкой или растворителем ржавчины (если деталь застарелая);
-
По центру детали наметить керном центровочное отверстие и высверлить отверстие, диаметр которого соответствует номеру экстрактора, либо равен диаметру стержня экстрактора;
-
Вбить экстрактор (или вкрутить в случае винтового экстрактора) в углубление до заклинивания;
-
Выкрутить экстрактор вместе со сломанной деталью против часовой стрелки. Выкручивать деталь вручную с помощью ключа.
-
Выкрученную деталь положить на наковальню и несколькими ударами молотка ослабить, а затем снять с экстрактора. В случае винтового экстрактора его нужно просто выкрутить.
Как видите, удаление сломанного болта - хоть и хлопотное занятие, но вполне реальное.
Но в любом случае желаем Вам не ломать крепеж.