Восстановление сорванной резьбы - описание технологии

20 октября 2019

Приведённая информация предназначена для лиц, производящих ремонт в условиях личного гаража и автосервиса. В соответствии с этим выстроен текст и даны рекомендации. Применение данного метода на производственных предприятиях предполагает использование специфических инструментов и устройств, и другой технологии.

Нередким и очень печальным исходом ремонта может оказаться сорванная внутренняя резьба на агрегате. Зачастую это резьбовые отверстия в головке блока, в свечных колодцах, масляных картерах, суппортах и пр. Из-за сорванной резьбы, менять целую деталь выходит слишком накладно!

резьба картера.jpg

К счастью, уже не первый десяток лет, на помощь приходят инструменты и специальные вставки для ремонта сорванной резьбы. Данная технология ремонта сорванной резьбы, благодаря своей доступности и в то же время надежности, нашла свое применение и в тяжелой промышленности, и в мелких автомастерских и "гаражах".

Описание технологии

Как мы уже заметили, данная технология доступна не только профильным специалистам, и вполне реально самому произвести ремонт сорванной резьбы своими руками.

Для ремонта резьбового отверстия Вам понадобятся следующие инструменты и принадлежности:

  • Специальный метчик для резьбовой пружинной вставки;
  • Специальный шпиндель (вороток);
  • Резьбовая вставка нужного размера;
  • Сверло спиральное по металлу, если необходимо предварительно рассверлить старое отверстие;
  • Стандартный набор слесарных инструментов.

Чтобы произвести ремонт сорванной резьбы, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Рассверлить отверстие, если это необходимо. Периодически вынимать сверло из отверстия и обмакивать его конец в ёмкость с моторным маслом. Желательна минимальная скорость вращения сверла.
  2. Нарезать метчиком резьбу под вставку. В процессе работы необходимо постоянно подавать в зону резания моторное масло, например из медицинского шприца, особенно при работе с алюминием. Иначе резьба может получиться шероховатой, а на метчик налипнет стружка. Если отверстие глухое — вместо моторного масла лучше применить смазку, например Литол. Ею нужно обмазать рабочую часть метчика, чтобы стружка не сыпалась в отверстие, а прилипла к метчику.

    Внимание! Для выполнения данной операции необходимо использовать только специальный метчик соответствующего производителя. Сделать это обычным метрическим метчиком, подобрав его размер "на глазок" не получится, т.к. наружным профиль вставки имеет свой собственный, отличный от метрического, профиль.

  3. Промыть полученную резьбу керосином.
  4. Надеть вставку на шпиндель, ввести в зацепление поводок и зацеп. Нужно иметь в виду, что вставка несколько больше шпинделя, она не сидит на нём плотно, а свободно болтается. При вкручивании в отверстие вставка сжимается и тем самым закрепляется в отверстии. Вставку вворачивать до тех пор, пока её задний конец не углубится в отверстие на 1/4 шага резьбы. После этого вывернуть шпиндель.
  5. Отломить поводок вставки резким ударом по нему или надавив на него, используя подходящий стержень. На витке за поводком имеется риска, по которой и отломится поводок. Внимание! Поводок вставки нельзя обламывать воротком-шпинделем, пытаясь с силой провернуть уже установленную вставку - так вы только повредите инструмент.

Преимущества метода

  • После такой операции резьба становится более прочной, чем первоначальная в исправном состоянии. Этот эффект особенно заметен, когда резьба выполнена в мягком материале, например, алюминии.
  • При срыве болта (шпильки) в резьбовой вставке эффект "закусывания" отсутствует. Сорванный болт (шпильку) можно легко вывернуть.
  • Особенно актуален этот способ для восстановления резьбовых отверстий в корпусных деталях автомобильных двигателей, например, свечного отверстия. Резьба под свечу становится очень прочной и надёжной. 
  • Ещё одно применение ремонтных резьбовых вставок – в латунных гайках выхлопного коллектора. Получается гайка, совмещающая очень прочную резьбу и свойство не «пригорать» к шпилькам.
  • Владельцам некоторых иномарок стоит обратить внимание и на возможность замены резьбы М12 х 1,5 на резьбу М12 х 1,25 при ремонте отверстия. Резьба М12 с шагом 1,25 является очень распространенной в России в автомобильной промышленности, и подобрать соответствующий болт не составит труда, тогда как найти болт М12 с шагом 1,5 достаточно сложно (но у нас они есть).

Обозначение размера вставок

Многие клиенты, которые хотят приобрести у нас вставки и инструмент для ремонта сорванной резьбы, просят помочь им в выборе нужной позиции, т.к. теряются в обозначениях размеров. Однако подобрать нужные позиции очень просто. Для этого:

  • нужно знать параметры резьбы, которые были изначально в отверстии. Для этого можно, например, измерить соответствующую резьбу на болте или шпильке, которая вворачивалась в ремонтируемое резьбовое отверстие, или уточнить параметры по каталогу. Вам необходимо уточнить диаметр, шаг и длину резьбы в отверстии: предположим, что в соответствии с п.1 Вы определили, что изначально в отверстии была резьба М10х1,25 длиной 15 мм. 
  • Теперь Вам осталось приобрести резьбовую вставку с размером М10х1,25 и соответствующей длиной 15 мм, либо несколько вставок меньшей длины, т.к. вставки возможно устанавливать одну за другой до получения нужной длины резьбы. А оставшиеся витки вставки, которые остались "лишними" за отверстием, можно удалить используя кусачки, и обработав торец резьбы надфилем. 
  •  Инструмент для установки вставок выбирается с тем же размером, что и сама вставка, т.к. для нашего примера это метчик М10х1,25 и шпиндель М10х1,25.

Удачного ремонта!